Добро пожаловать на информационно-аналитический форум Исследовательского Клуба "Иное Измерение" - ресурс альтернативных точек зрения на существующую реальность.

АвторСообщение
главком


Сообщение: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.10 16:14. Заголовок: Древние славянские племена на территории современного подмосковья


Вя́тичи — союз восточнославянских (по другим сведениям — западнославянских или балтских племен, переселившихся на восток и смешавшихся с финно-угорскими племенами — меря, мещера, мурома, а также c другим балтоязычным племенем голядь) племён, живших во второй половине первого тысячелетия н. э. в верхнем и среднем течении Оки и Москвы-реки. К концу XII века голядь была полностью ассимилирована (главным образом, вятичами).

Название вятичи предположительно произошло от имени родоначальника племени, Вятко. Однако, некоторые связывают по происхождению это название с морфемой «вен» и венедами (или венетами/вентами) (название «вятичи» произносилось как «вентичи»).

В Повести Временных Лет содержится одно из самых ранних упоминаний о западнославянском происхождении вятичей:

радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи.

В середине X века Святослав присоединил земли вятичей к Киевской Руси, но до конца XI века эти племена сохраняли определённую политическую независимость; упоминаются походы против вятичей князей этого времени. С XII века территория вятичей оказалась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. До конца XIII века вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, в частности кремировали умерших, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. После укоренения среди вятичей христианства обряд кремации постепенно ушёл из обихода.

О балтском происхождении вятичей также говорят характерные украшения — шейные гривны, которые не принадлежат к числу распространенных украшений в восточнославянском мире Х-ХII вв. Только у двух племен — радимичей и вятичей — они получили относительно широкое распространение. Анализ радимичских шейных гривен показывает, что прототипы многих из них находятся в балтских древностях, а обычай широкого употребления их обусловлен включением в этногенез этого племени балтских аборигенов. Очевидно, распространение шейных гривен в ареале вятичей также отражает взаимодейсвие славян с балтами-голядью. Среди вятичских украшений есть шейные гривны, не известные в других древнерусских землях, но имеющие полные аналогии в летто-литовских материалах.

Вятичи дольше других славян сохраняли своё племенное имя. Они жили без князей, общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. В последний раз вятичи упоминаются летописью под таким племенным именем в 1197 г.

Первое письменное упоминание о Вятичах относится к 859 году, которое просуществовало как племя до 1197 года. В «Повести временных лет» отмечается, что «Вятко седее с родом своим по Оце, от него же прозвавшася вятичи». По словам летописца: «…Вятичи прятались по лесам как звери, ели все нечистое, срамословили пред отцами и снохами, браков не имели, но зато были игрища, где молодые люди, сговорившись с девицами, похищали их, было многоженство, а в похоронных обрядах они творили над умершими тризну; показывали силу свою в разных играх воинских, сожигали труп на большом костре и, заключив пепел в урну, ставили ея на столпе в окрестности дороги». Сей обряд, сохраненный вятичами и кривичами до времен Нестора, изъявляет воинственный дух народа, который праздновал смерть, чтобы не страшиться её в битвах, и печальными урнами окружал дороги, чтобы приучить глаза и мысли свои к сим знакам человеческой тленности. Главным занятием вятичей, была охота на пушных зверей, мехами которых они платили князю дань.

Первым, кто сообщил историкам о лесах страны славян-вятичей, находившихся в бассейне верхней Оки, был арабский путешественник середины IX века. «Это большая страна, — писал он, — и в ней очень много деревьев, растущих близко друг от друга». Летописцы Киевской Руси описывали забавный случай, произошедший в 1175 году, во время княжеской распри. Леса в те времена были столь густы, что два войска, шедшие одно против другого, заблудились в лесной глуши под Москвой, разминулись и намеченная битва не состоялась. Кроме славянских племен, живших в верхнем течении реки Протвы, в летописи упоминается Балтийское племя Голядь, которое к ним присоединилось намного позже.

В 1147 году племена, жившие в этом краю, покорил, князь Святослав Черниговский , Союзник Юрия Долгорукого, а в 1169—1174 гг. Боровская земля перешла во владение Великому Князю Андрею Киевскому . После удачных военных действий союзники встретились в Москве, где и заключили мирный договор на разделение земель завоеванных у Вятичей. В 1146—1147 годах впервые в летописях упоминается река Протва, которая в течение нескольких столетий становится пограничной рекой между Черниговским, Ростово-Суздальским, Смоленским и Муромо-Рязанским княжествами.

Упоминания о некоторых археологические объектах Серпуховского района можно найти в летописях. Под 1147 годом помещено в Никоновской летописи сообщение о встрече в Москве черниговского (Новгород-Северского) князя Святослава Ольговича со своим политическим союзником Юрием Долгоруким: «…И тако совещавше снидошася на Москву князь великий Юрьи из Суждаля, а князь великий Святослав Ольгович с Резани из Тешилова с сыном своим Олгом и со князем Владимиром Святославичем…». Таким образом, из этой летописи становится известно впервые не только о Москве, но и о Тешилове — небольшом городе-крепости Ольговичей на Оке.

В настоящее время как остатки древнерусского города Тешилов интерпретируется как посад города — находящееся рядом селище; оба расположены рядом с городом Пущине, причем археологические исследования показали, что населенный пункт существовал и ранее упоминания в летописи — с XI в., а на территории посада обнаружен культурный слой VIII—X веков.

В 1237 году Тешилов был сожжён татаро-монголами, в XIII—XIV вв город входил в состав Рязанского княжества, в 1483 году был присоединен к Москве; в XIV—XVI в.в. возле города неоднократно происходили бои с крымскими татарами. Впрочем, из этого текста неясно, был ли в то время Тешилов городом или уже превратился в село (Тешилово: Спас-Тешилово).

По данным некоторых летописей, князь Святослав Олъгович находился до свидания его в Москве с Юрием Долгоруким в городе Лобынске, сюда же он возвратился после этой встречи в 1147 г. Как остатки города Лобынск (Лобыньск) археологами интерпретируются древнерусский и позднесредневековый слои селища Дракино, расположенного на юго-западной окраине современного села. В XII в. город принадлежал Черниговскому княжеству, в XIII и XIV в.в. — Рязанскому, с 1483 года территория, где располагался Лобынск, отошла к Московскому княжеству.

Крепость Тешилова была в XII в. одной из самых надежных в среднем течении Оки, хотя и далеко не единственной. Был ещё на этом же берегу Оки город Неринск, находившийся, судя по летописному сообщению, выше Тешилова, однако его точное местонахождение до сих пор неизвестно историкам.

Среди археологических объектов, известных в настоящее время, числится селище Спас-Темня, которое представляет собой остатки волостного центра Спас-Темня, упомянутого в духовных грамотах Ивана Калиты 1339 г. и серпуховского князя Владимира Андреевича 1401—1402 г.г., а также в писцовых книгах XVI—XVII веков.

Серпухов впервые упомянут в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты 1339 года среди земель, передаваемых его сыну Андрею, после смерти которого перешедших к его старшему сыну Ивану. Название город получил от небольшой речки Серпейки, впадающей в его черте в реку Нару — левый приток Оки. В то время Серпухов, возможно, был только княжеским селом, причем, по данным археологии, селение здесь существовало уже с XI века.

Становление города в начале XIV века связано было с оформлением южных границ Московского княжества. Серпухов лежал на одном из главных путей золотоордынских вторжений, и появление его завершило образование «стратегического треугольника» Москва — Коломна — Серпухов.

После смерти старшего брата, Ивана Андреевича, единственным владельцем Серпухова становится самый знаменитый из князей Серпуховских — Владимир Андреевич (1353—1410), который по получении в 1378 г. от великого князя Дмитрия в удел Боровск, именуется Серпуховско-Боровским князем.

В течение XIV века постепенно сложились границы московских владений, естественным их рубежом на юге стала река Ока. Земли на её левом берегу оказались за Москвой, на левом — за Рязанью. Особенно важно было укрепить границы Московского княжества с юга и с запада. С юга оно постоянно подвергалось грабительским набегам Золотой орды, на западе опасным соседом стало великое княжество Литовское.

Карта расселения вятичей в 8-10 вв.<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


главком


Сообщение: 241
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.10.10 22:42. Заголовок: Курганы Вятичей


СПЯТ КУРГАНЫ ВЯТИЧЕЙ

Д.Евдокимов

Первыми коренными жителями Москвы были вятичи, о которых летописец Нестор рассказывает так: "…Были два брата в ляхах, один Радим, другой Вятко; Радим пришел и сел на реке Соже, от него прозвались радимичи; а Вятко сел родом своим на Оке, от него прозвались вятичи".


Далее Нестор описывает их нравы и обычаи:
"Радимичи, вятичи, северяне имели одинаковый обычай: жили в лесах, как звери, ели все нечистое, срамословье было у них пред отцами и снохами; браков не было у них, но были игрища между селами. Сходились на игрища, на плясанья и на все бесовские игрища и тут умыкали себе жен, с которою кто сговаривался; имели по две и по три жены. Когда кто умирал, сперва творили над ним тризну, устраивали великую кладу (костер) и, положив мертвеца на кладу, поджигали; затем, собрав кости, клали их в небольшую посудину, которую ставили на столбе при дорогах, что делают вятичи и теперь".

Следующая фраза объясняет столь неприязненно-критический тон летописца-монаха: "Этих же обычаев держались кривичи и другие язычники, не зная закона Божья, но сами себе творя закон". Было это писано не позднее 1110 года, когда в Киевской Руси уже прочно утвердилось православие и церковники с праведным гневом обличали своих сородичей-язычников, погрязших в невежестве.

Эмоции никогда не способствуют объективному видению. Археологические изыскания говорят, что Нестор, мягко говоря, был не прав. Только в районе нынешней Москвы исследовано более 70 групп курганов, относящихся к XI - XIII векам. Это - кладбища многочисленных вятичей, располагавшиеся в основном на правом берегу Москвы, в том числе и в нашем Юго-Западном округе - районах Зюзино, Черемушки, Коньково, Узкое, Теплый Стан. При строительстве новых домов большая часть этих археологических памятников была срыта с лица земли, однако в лесопарковой зоне еще можно увидеть эти курганы. Они представляют собой холмики высотой 1,5-2 метра. В них археологи обнаружили наряду с останками мужчин, женщин и детей следы тризны: угли от костра, кости животных, разбитую посуду: железные ножи, металлические пряжки от поясов, глиняные горшки, конские удила, орудия труда - серпы, кресала, скобели и т.д. Женщин хоронили в праздничном уборе: бронзовые или серебряные семилопастные височные кольца, ожерелья из хрустальных и сердоликовых бус, разнообразные браслеты и перстни. В погребениях были обнаружены остатки тканей как местного производства - льняных и шерстяных, так и шелковых, привезенных с Востока.

В отличие от прежнего населения - мордвы и коми, - занимавшегося охотой и ушедшего в поисках зверя за Волгу, вятичи находились на более высокой ступени развития. Они были земледельцами, ремесленниками, купцами. Большая часть вятичей селилась не в городище, а на полянах, опушках лесов, там, где имелись земли, пригодные для хлебопашества. Здесь же, возле своей пашни, славяне и селились. Сначала строилось временное жилище - шалаш из переплетенных веток, а после первого урожая - изба с клетью, где держали птицу. Эти строения почти не отличались от тех, что до сих пор мы видим в деревеньках Верхневолжья; разве что окна были совсем маленькими, затянутыми бычьим пузырем, да печки без трубы топились по-черному, так что стены и потолки постоянно были в саже. Потом появились хлев для крупного скота, амбар, овин да гумно. Рядом с первой крестьянской усадьбой - "починком" возникали соседские усадьбы. Их хозяевами были, как правило, повзрослевшие сыновья владельца "починка" и другие близкие родственники. Так образовывалось село (от слова "сесть"), Когда свободных пашенных земель не хватало, начинали вырубать лесные участки. В этих местах возникали деревни (от слова ''дерево").

Те вятичи, что занимались ремесленничеством и торговлей, селились в городах, которые возникали, как правило, на месте старых городищ, только вместо прежних длинных бараков возводились усадебные постройки. Впрочем, и горожане не прекращали заниматься сельским хозяйством - возделывали огороды и сады, содержали скотину. Поля и сады, возникавшие за крепостным валом, были предтечей огородно-садоводческих коллективов, имеющихся сегодня в пригороде любого современного российского города.
Любовь к загородному ведению хозяйства сохранили и те вятичи, что жили большой колонией в столице Хазарского каганата - Итиле, расположенного на обоих берегах Волги в самом устье.

Вот что писал арабский путешественник Ибн Фадлан, побывавший на Волге в первой четверти Х столетия: "В окрестностях Итиля нет селений, но, несмотря на это, земля покрыта на 20 парасангов (персидская мера длины, один парасанг - около 4 километров. - Д. Е.) - возделанными полями. Летом итилийские жители отправляются на жатву хлеба, который они перевозят в город сухим путем или водою".

Ибн Фадлан оставил нам и внешнее описание славян: "Никогда я не видывал таких рослых людей: они высоки, как пальмы, и всегда румяны".

Большое число славян в столице Хазарского каганата дало основание другому арабскому писателю утверждать: "Существуют два племени хазар: одни кара хазары, или черные хазары, - смуглы и черны почти как индейцы, другие - белы, имеют красивые черты лица".

И далее: "В Итиле находится семь судей. Двое из них магометане и решают дела по своему закону, двое хазары и судят по Закону еврейскому, двое христиане и судят по Евангелию и, наконец, седьмой для славян, руссов и других язычников, - судят по рассудку".

Славяне-вятичи, жившие в низовьях Волги и бассейне реки Оки, занимались не только землепашеством. Главным родом их занятий было речное судоходство. С помощью однодревок, управляемых вятичами, купцы из Киева достигали верховьев Днепра, оттуда волоком переправлялись на реку Москву и по ней сплывали к устью Яузы. Здесь, где сегодня возвышается гостиница "Россия", находилась пристань. Новгородские гости проделывали тот же маршрут к Москве, добираясь до верховьев Днепра с севера по озеру Ипьмень и реке Ловати.

От московской пристани торговый путь проходил по Яузе, далее волоком, в районе нынешних Мытищ ладьи перетаскивались на Клязьму и далее плыли по ней до впадения Оки в Волгу. Славянские суда доходили не только до Булгарского царства, но и до Итиля, даже далее - вплоть до южных берегов Каспия.

По Москве-реке вниз шел торговый путь на юг, к Оке, в рязанские земли, далее на Дон и еще ниже - к богатым южным городам Причерноморья - Судаку и Сурожу.

Через Москву пролегал еще один торговый путь, от Чернигова до Ростова. Существовала и сухопутная дорога с юго-востока к Новгороду. Она шла через Москву-реку бродом в районе нынешнего Большого Каменного моста под самым Боровицким холмом.

На перекрестке этих торговых путей, в районе будущего Кремля, возник рынок - подобие того, что располагался на берегу Волги, в пятнадцати километрах от Булгара.

Так что, как видим, утверждение Нестора о дикости вятичей не соответствует действительности. Тем более вызывает очень сильное сомнение и другое его свидетельство - о том, что вятичи - одно из племен, отколовшихся от ляхов и пришедших в бассейн реки Москвы с Запада.

Наш замечательный истерик и филолог Алексей Шахматов более ста лет назад доказал идентичность вятичей с венедами, славянскими племенами, хорошо известными еще древним грекам.

Гомер сообщал, что их начальная родина - государство Урарту у озера Ван. Часть ванов - венедов за двенадцать столетий до нашей эры ушли по северному берегу Черного моря на Балканы и в Италию.

Оставшиеся ваны вынуждены были мигрировать на север после разгрома государства мидянами в 590г. до н.э. Они влились в состав многонационального Хазарского каганата, где получили название "вантит", позднее на Руси преобразованное в "вятичи". Подтверждением этой версии являются работы археологов: при раскопках на территории Урарту ученые нашли массу европеоидных славянских черепов.

Вятичи помогли киевскому князю Святославу в разгроме Хазарского каганата, непомерно угнетавшего подчиненные ему народы.

Юным русский князь проявил себя о этот походе как незаурядный полководец. Он отправил свое войско не к Итилю, а прямо-таки в противоположном направлении, избрав проторенный торговый путь вверх по Днепру, а далее - к верховьям реки Москвы, где встретился со старейшинами родов вятичей, снабдившими Святослава заранее срубленными ладьями. Многие из юношей-вятичей вступили в состав его войска, желая освободить свои земли от зависимости от Хазарского каганата.

Проведя зимние месяцы у гостеприимных вятичей, Святослав, как только сошел лед, отправился далее на Волгу. Булгары встретили его довольно дружелюбно, однако военную помощь оказать побоялись, для них был еще слишком памятен недавний приход хазарского воинства, покаравшего булгар за вступление в союз с мусульманским Багдадом.

В июне, когда войско кагана уже не ждало нападения, в окрестностях хазарской столицы внезапно появились ладьи Святослава. Глинобитные здания Итиля были превращены в пыль. Уничтожив все поселения на Волге, славянское войско направилось на запад, к Белой Веже. Здесь состоялось генеральное сражение, где наемное войско кагана потерпело сокрушительное поражение. Многонациональный Хазарский каганат мгновенно рассыпался на мелкие осколки.

Вятичи стали платить дань Святославу, однако после его гибели выплату прекратили. Его сыну Владимиру пришлось совершить поход в их земли, чтобы те признали свою вассальную зависимость.

На непокорность вятичей жаловался много лет спустя Владимир Мономах. И лишь окончательно подчинил их его сын Юрий, не случайно прозванный Долгоруким.

Впрочем, вятичи недолго составляли основную часть коренного населения Москвы и ее окрестностей. Она стала центром притяжения для многих других славянских племен, и нетолько. В жилах московитов текла кровь представителей угро-финнов, скифов, половцев, литовцев, поляков и т.д. После нашествия Батыя в русских селах появилось немало байстрюков (по В. Далю -"байстрюк" - пригульный, небрачнорожденный). Более 300 дворянских родов, от Аксаковых до Юсуповых, - потомки выходцев из Золотой Орды.

Однако долгое время жители Северо-Восточной Руси называли себя по тому княжеству, в котором жили, - тверичи, суздальцы, рязанцы, московиты. И только после победы на Куликовом поле в письменных источниках вновь, как во времена киевской Руси, появилось слово "русичи".

Богатая палитра генов многих народностей сделала чуждой для русских людей идею национальной исключительности. Поэтому русских нисколько ни смущало, когда на патриаршем престоле сидел мордвин Никон, в правительстве Петра Великого министром был еврей Шафиров, а полководцем - черемис Шереметев, мужем императрицы Елизаветы стал украинец Розум (Разумовский), генералиссимусом при Павле - швед Суворов, победителем Наполеона - потомок татар Кутузов, и т. д. и т. п.



Домодедовская земля в историческом прошлом.

Бесконечная Россия.
Словно вечность на земле!
П. А. Вяземский

Домодедовская земля - земля Московская - имеет большое историческое прошлое. Она является кладовой эпох и времен, народов и событий, судеб личностей и поселений.
Взглянем на Домодедовскую землю тысячелетней давности.
Археологи выявили наиболее древние памятники культуры бронзового века, относящиеся ко второму тысячелетию до Рождества Христова. Это бескурганные могильники, расположенные на высоких берегах рек Москов-ской земли, так называемой фатьяновской культуры. К эпохе железного века (примерно VII в. до Рождества Христова - VIII в. от Рождества Христова), длившейся около полторы тысячи лет, на Домодедовской земле, относятся древние городища (места стоянки людей) - археологические памятники дьяковской культуры (до VIII в.).
Одним из таких памятников является Борисоглебское городище (у деревни Заболотье). За полторы тысячи лет у народов, населявших Домодедовскую землю, наблюдались смена систем обороны, переход от охоты и рыболовства к земледелию и совершенствованию орудий труда и предметов быта. Население древних городищ принадлежало к балтийским (голядь) и угрофинским народностям.
На Московской земле с VIII в. устанавливается сравнительно теплый климатический период (VI II-XI II века), благоприятный для жизнедеятельности человека. Увеличивается население земли, продолжается переселение народов.
Первые поселения славян-вятичей на Домодедовской земле относятся к VIII-IХ векам. Это время ассимиляции славянами-вятичами местного балто и финноязычного населения. Славяне-вятичи занимали земли от среднего течения реки Оки до реки Москвы (Замоскворечье). От славянской (древнерусской) эпохи на Домодедовской земле сохранилось большое количество археологических памятников. К ним относятся поселения укрепленного типа - городища и поселения неукрепленные - селища, а также многочисленные курганы и курганные группы - древние кладбища славян-вятичей язычников.
"Московские гнездовья градов, - указывает Г.Я.Макеев, - представляют собой типичную форму расселения славян". Вятичи оставили после себя древние кладбища с захоронениями Х-Х1 веков. Московские земли вятичей простирались от Старой Рузы до Бронниц. Именно на этом пространстве встречаются курганы Московских вятичей на Домодедовской земле с характерными погребальными обрядами и инвентарем: захоронения на горизонте поверхности земли. Исследовавшая землю вятичей Т.Н.Никольская указала цепочку из 7 городищ - на юге по рекам Пахре и Москве. До XII века Московская земля называлась: "Московь-земля", а с начала XII века - "Москва".
Московская земля была заселена славянами-вятичами с юга от Оки двумя приливами. Первый прилив в VIII веке занимал верхний бассейн Оки, а бассейн Москвы-реки - с начала IX века. Ослабленные борьбой за землю вятичи во II половине IX - начале Х веков, видимо, подверглись нашествию хазар и попали в зависимость к Хазарскому каганату и платили ему дань.
О нашествии на Русь хазар вспоминается в "Песне о Вещем Олеге" А.С.Пушкина:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмcтить неразумным хазарам,
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.
Второй прилив состоял из непокорившихся, сильнейших общин вятичей, которые отошли в зону среднего течения Москвы-реки и Пахры и не платившие дани хазарам (к таким относились и вятичи Домодедовской земли).
На рубеже IХ-Х веков у вятичей на Москови появилось свое управление и свое войско. В 964-966 годах киевский князь Святослав разгромил в союзе с вятичами Хазарский каганат. Вятичи оставались в продолжении полутора веков как самостоятельный народ. О чем великий князь Владимир Мономах (1053-1125 гг.) с гордостью вспоминал перед своей кончиной, что он несколько раз проезжал "сквозь вятичи" в период с 1073 по 1117 г. Из Киева и Смоленска в Ростов можно было проезжать только "сквозь Московь". Наиболее густонаселенные были берега рек Рожайки и Пахры. Именно плотность населения сыграла основную роль в процессе создания границ отдельных княжеств в 40-е годы XII века. Вятичи на берегах Рожаи и Пахры дольше других оставались свободными общинниками, неподвластными княжеским данщикам. Домодедовские вятичи были дружелюбным, но и воинственным народом. В XI и первой половине XII веков московские вятичи сохраняли все еще родовой строй, племенной быт и языческие обряды, приняв даже христианство, т.е. жили в первобытно-общинном строе.
Московская земля в XII веке была распределена между русскими княжествами: Владимиро-Суздальским, Смоленским, Черниговским и Рязанским. Только в середине XII века московские вятичи вошли в состав Великого Ростово-Суздальского княжества. С середины XII века на Московской земле стал быстро исчезать языческий обряд курганных захоронений, когда хоронили под земляными насыпями - курганами. 1147 год - год основания города Москвы можно считать и годом окончания захоронений в курганных кладбищах, хотя отдельные курганы появлялись и в XIII веке.
Наиболее древними на Домодедовской земле являются курганы, расположенные по берегам рек Пахры, Рожайки и Северки. Это Тургеневские, Ивановские, Битяговские, Заборьевские, Никитские, Авдотьинские, Константиновские, Растуновские, Съяновские и другие курганы IХ-ХI веков.
"Мы знаем славян оседлыми и живущими в форме родового союза", - писал С.М.Соловьев. Оседлыми были и наши предки славяне-вятичи, жившие на Домодедовской земле. Об этом напоминают нам древние курганы захоронений славян-язычников в окрестностях многих сел Домодедовской земли. Князь Владимир Великий-Святой, который вошел в историю как Креститель Руси (годы княжения 980-1015), крестил Киевскую Русь в 988 г. Но крещена была тогда только часть Руси, оставалась еще долго искрещенной значительная часть населения.
Профессор Е.Е.Голубинский писал: "...Владимир крестил половину Руси, которая по своему населению была чисто русская, и оставил некрещенною другую половину, которая была по населению или инородческою, как области Ростовская и Муромская с значительною частью области Новгородской, или хотя славянскою, но не чисто русскою, как земля Вятичей" (История русской церкви, том I, период первый, Киевский или домонгольский, М. 1901 г.).
Известно, что Владимир-Креститель, руководствуясь государственным благоразумием, не хотел крестить инородческую Русь силой и принуждением. Е.Е.Голубинский поясняет: "Вятичи с Радимичами - не были инородцы в собственном смысле, но они были столько строптивы, что с ними надлежало обходиться еще более осторожно, чем с настоящими инородцами...".
И хотя "язычество" было объявлено верою запрещенною и преследуемою, тем не менее вятичи еще долго оставались в язычестве
По кончине Святого Владимира в 1015 г. Вера Христова продолжала распространяться и утверждаться в пределах Русской земли - в областях Ростовской, Муромской и Вятской. В Ростовской и Муромской областях христианство начало утверждаться с середины XI века. В 1051 г. епископского сана удостоился в Ростове Святой Леонтий, а первым архимандритом в Русской Православной Церкви был преподобный Аврамий Ростовский. В "Слове о законе и благодати" (XI век) первый русский митрополит Иларион излагает духовно-нравственные правила Русского православия.
В области вятичей, изначально в Курске и его окрестностях, христианство стало утверждаться в первой четверти XI века. Но до конца этого века большая часть жителей оставалась еще в язычестве. Просветителем их в конце XI века был преподобный Кукша, инок Киево-Печерского монастыря. Он оставил Киев и отправился в страну вятичей, чтобы просветить их учением Христовым.
"Славянин-язычник жил внешнею, непосредственною жизнию природы и на все смотрел сквозь ее формы и свойства. Божествам своим он приписывал тот же вид, свойства и действия, какие природе и человеку, только, конечно, в больших размерах. Этим понятием о Богах определился характер и славянского Богослужения. Чувственная обрядность заменяла славянину-язычнику его нравственные обязанности. Без сомнения, он не в состоянии был по принятии христианства, тотчас отрешиться и от самого язычества и от прежнего понимания Веры и вдруг довести до сознания возвышенное Евангельское учение, проникнуть в глубину мудрости Христовой Веры, назначение которой - возрождать ум и волю, и всю природу человека" (профессор Н.Я.Аристов. Первые времена христианства в России, С-Петербург, 1888 г.).
Так что можно с полным основанием сказать, что наши предки - вятичи в IХ-Х веках были еще язычниками и лишь в конце XI века приняли христианство. Курганы вятичей на Домодедовской земле представляют значительный интерес с точки зрения археологии, как древнейшие памятники культуры.
Заселение и обживание южных районов Московской земли славянами-вятичами продолжалось в течение долгого времени. Древний летописец записал о славянах: "живяху в лесах". Так было и на Домодедовской земле - древние села строились в лесах. С.М.Соловьев писал, что "прежде всего надобно было для построения дома выжечь в лесу место - это огнище... Постоянное жилище славянина носило название соба, откуда произошло собина (собственность)".
Основателем Московского княжества был младший сын Александра Невского Даниил Александрович. А при Иване Даниловиче Калите (годы княжения 1328-1340) город Москва стала столицей Великого Московского княжества. По благословению Митрополита Петра в Москве был построен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. С переносом митрополии Москва стала церковною столицей всея Руси, а Иван Данилович Калита стал "великим князем всея Руси".
Время стерло к началу XX века древние кладбища христиан на Домодедовской земле, оставив кладбища не более двухсотлетней давности. Но время сохранило кладбища-курганы 9-10-ти вековой давности славян-вятичей. Это великие памятники культуры Древней Руси.

О предках наших вятичей родились у меня когда-то такие строки:
По берегам реки Рожаи
В курганах вятичи лежат.
Давно они в боях сражались,
Давно они смиренно спят.
Прошли века. Людские судьбы

Мимо истории прошли.
Порой жестоко время судит,
Но все упрямее молчит.
Что знаем мы о тех, в курганах,
Почивших в дальние века?
Молчат леса, поля, туманы.

Одно и то ж твердит река...

Где звон мечей? Где коней ржанье?
Мерцают звезды и дрожат...
По берегам реки Рожаи
В курганах вятичи лежат.

О вятичах Домодедовской земли нам многое могут поведать древние курганы - эти русские пирамиды, которые еще мало исследованы археологами.

В стихотворении "Век за веком" (1907 г.) В.Я.Брюсов о наших предках пропел:
А древние пращуры зорко
Следят за работой сынов,
Ветлой наклоняясь с пригорка,
Туманом вставая с лугов.

Что можно добавить к этим замечательным строкам поэта? Вспомнить своих далеких и близких предков, чередой просиявших на Русской земле! Да, существует несомненно нравственная связь поколений русских людей!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет