Добро пожаловать на информационно-аналитический форум Исследовательского Клуба "Иное Измерение" - ресурс альтернативных точек зрения на существующую реальность.

АвторСообщение
главком


Сообщение: 77
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.10 02:20. Заголовок: Новгород и окрестности


На берегах Волхова и Ильменя

Летом 2009 года побывал в прекрасном городе на Волхове. Масса положительных впечатлений, все по порядку.
Одна, из основных "точек", которую хотелось увидеть, это древнее урочище Перынь, там находилось в древности одно из крупнейших языческих святилищ восточных славян - капище бога-громовержца Перуна, устроенное князем Владимиром за 10 лет до даты "официального" крещения, примерно в 980 г. Через 10 лет Владимир вводит христианство, а установленные чуры Перуна сбрасывает в Волхов.

Капище Перуна в урочище Перынь близ Новгорода Великого

Святилище Перуна. Датируется IX-X в.
Расположено в урочище Перынь (в 4 км южнее Новгорода Великого, на левом берегу р. Волхов).
Святилище представляло из себя горизонтальную площадку в виде правильного круга диаметром 21 м, окруженную кольцевым рвом (ширина 7м, глубина более метра).
Точно в центре площадки обнаружена яма от столба диаметром 0,6 м, здесь стояла деревянная статуя Перуна.
По первой Новгородской летописи Старшего Извода, в 988 г. статуя была срублена и сброшена в Волхов.
Перед статуей находился жертвенник круглой формы, сложенный из булыжных камней.
Ров, окружавший площадку, в плане представлял не кольцо, а восьмилепестковый цветок, образуемый восемью правильно и симметрично расположенными ямами. На дне каждой из ям во время празднеств разжигали ритуальный костер, а в одной из них (восточной, обращенной к Волхову; на виде сверху помечена звездочкой) огонь горел постоянно.



* * * *

Древнерусское языческое святилище в Перыни

В. В. Седов

Урочище Перынь находится в 4 км южнее г. Новгорода. Оно занимает небольшой плоский холм на левом берегу р. Волхова, около его истоков из оз. Ильменя. Господствующее положение над северными низменными и безлесными берегами Ильменя придает Перынскому холму, увенчанному кольцеобразной сосновой рощей, величественность и исключительную живописность. С восточной и северо-восточной сторон Перынский холм омывается водами Волхова, а к южному склону холма подходит приток Волхова р. Веряжья. С запада и северо-запада от коренного берега Волхова холм отрезан заболоченной низиной, которая во время весеннего половодья заполняется водой и превращает Перынь в островок. Местные предания, доживший чуть ли не до наших дней обычай бросать в Волхов монету при следовании мимо Перыни («жертва Перуну») и само название связывают урочище с главным языческим богом славян Перуном. По словам третьей Новгородской летописи, в Перыни стояла деревянная статуя Перуна, которая в 988 г. была срублена и сброшена в Волхов. Все это давало полные основания предполагать, что здесь был один из центров языческой религии древней Руси.

Замечательно и топографическое положение урочища, сближающее Перынский холм с холмами, на которых были расположены уже открытые и исследованные языческие святилища славян. Подобно Перынскому холму, огражденному водой с трех сторон, округло-овальное сооружение из серого песчаника, открытое В. В. Хвойкой около Десятинной церкви в Киеве и признанное большинством исследователей языческим капищем, расположено на мысу, обращенном на восток. Языческий храм прибалтийских славян в Арконе, исследованный К. Шухгардтом, был сооружен на холме, занимавшем мыс, также обращенный на восток. Подобным же образом языческое святилище редарей (славянское племя в Прибалтике) своей восточной стороной было обращено к морю. Таково же положение открытого В. А. Городцовым святилища на верхней Оке, которое ниже будет отмечено особо.

Такая закономерность расположения святилищ не случайна и может быть объяснена тем, что идолы, поставленные на таких холмах, были обращены на восток, навстречу первым лучам восходящего солнца, и одновременно к воде.


* * * *

Открытое на вершине Перынского холма сооружение, представляющее собой круглое возвышение с горизонтальной поверхностью и с вертикальным столбом в центре, обрамленное рвом оригинальной формы с восемью ячейками для костров, не может быть определено иначе, как культовое. Несомненно, это остатки святилища Перуна. Время разрушения его совпадает с летописными данными. Открытая в центре круга яма со сгнившим основанием вертикального столба являлась котлованом для статуи Перуна. Летописец сообщает, что последняя была «иссечена» (срублена), и действительно, раскопки показали, что идол Перуна был срублен, а его основание сгнило в яме. Раскопки позволяют нарисовать более полную картину разорения святилища. В то время как одна группа людей срубила идола Перуна и тащила его к Волхову, другая перекопала кострища во рву, бесследно разнесла жертвенник, а затем, вероятно, общими усилиями был засыпан ров и центральный круг выровнен с окружающей поверхностью.
дую до пересечения с соседней, в результате чего в плане получился восьмилепестковый цветок.

Известно, что славяне-язычники любили посвящать громовержцу Перуну некоторые цветковые растения. Так, у всех южно-славянских народов цветок Iris Germanica носит народное наименование «перуника» (дубровицкое название этого цветка «богища», т. е. божий цветок). Нецветение «перуника» считалось предвестником смерти. Русские также именуют перуном некоторые цветковые растения. На Украине известны наименования цветов, связанных с громом: громдола, громовник, громовик, громовой корень. Латыши Перуновым цветком (Pehrkones) называют полевую горчицу. Ибн-Фадлан в числе приношений руссов на Волге своим языческим богам называет и цветковые растения.

В привлекшей внимание В. А. Городцова народной вышивке, связанной с языческими религиозно-культовыми представлениями, изображение восьмилепесткового цветка нередкое явление. На одних рисунках восьмилепестковый цветок венчает голову богини с поднятыми руками, на других богиня-мать изображена с поднятыми руками, держащими по восьмилепестковому цветку. По-видимому, план святилища Перуна представляет собой геометризированное изображение одного из таких цветков, посвященных Перуну.


* * * *

Ров, окружавший круглое возвышение с идолом, имел ритуальное назначение. Нет сомнения, что рвы древнейших славянских курганов, у которых в основе можно найти много общего со святилищем, имели тоже ритуальное значение. Культовый характер рва можно было наблюдать в прошлом столетии в ежегодном языческом празднике мордвы в новолуние июля. В этот день вырывали неглубокий ров, разводили «живой огонь», получаемый от трения двух деревянных палочек, закалывали козла, а затем по рву прогоняли лошадь.

Что касается костров, открытых во рву святилища, то имеются непосредственные указания письменных источников на огонь, как священную принадлежность богослужения Перуну. X. Махаль приводит слова из «Московской хроники» Hosius'a, где в описании Новгорода говорится об идоле Перуна, который некогда стоял на месте Перунова монастыря и в честь идола горел огонь.


Реконструкция святилища:



Полная версия описания<\/u><\/a>

Позже на месте языческого капища был построен христианский храм, потом монастырь, который в 1611 году был разорен шведами. На данный момент там стоит церковь, построенная примерно в период конца 12 - начала 13 в. (считается одним из самых маленьких домонгольских храмов на Руси).
Сейчас то место, которое некогда было святилищем представляет из себя пустынное поле на территории Перынского скита:



Озеро Ильмень и окружающий ландшафт оставили в душе неизгладимые впечатления, фотографии не передают всей красоты этих мест:









Добраться до урочища Перынь можно на автобусе (около 20-ти минут езды от центра Новгорода).

Примерно в получасе ходьбы находиться новгородский музей народного деревянного зодчества Витославлицы. Нынешнее его название связано с селом Витославлицы, которое существовало здесь в течение шести столетий - в XII-XVIII веках. В 1964 году сюда, на берег озера Мячино, было перевезено здание церкви Успения из села Курицко. Так было положено начало одному из интереснейших в нашей стране музеев народной деревянной архитектуры. Постройки начиная примерно с XIII-XVII века, заканчивая XIX веком, всего около сорока:

















описание музея<\/u><\/a>

Вход и фотосъемка платные, но это того стоит! На территории нельзя курить (только 3 специально отведённых места), но зато продаётся отменная медовуха собственного разлива! Лучшая, из тех, что мне довелось пробовать!

Со стороны музея открывается вид на Рюриково городище – археологический памятник на правом берегу Волхова.

В IX-X вв. Городище являлось первым предгородским поселением района, древнейшим Новым Городом русских летописей. Поселение занимало мысовую часть возвышенности, расположенную на низменном острове среди заливаемой поймы. Его общая площадь достигала 6-7 га. Центральная часть поселения была укреплена рвом и валом с деревянными конструкциями внутри. От этого времени в слоях сохранились органические остатки, что ставит материалы раскопок памятника в один ряд с материалами раскопок Старой Ладоги и Новгорода.

По данным раскопок, здесь непрерывно жили люди еще со времен неолита (VIII – III тысячелетие до н.э.). Ученые считают, что именно сюда был призван на княжение легендарный Рюрик – основатель первой династий русских монархов – Рюриковичей. И что Новгород назван Новым Городом относительно Старого Города, находящегося на Городище. Площадь холма, на котором расположено Городище, невелика, вокруг него непригодные для постоянного заселения заливные луга, во время половодий холм становится островом. Поэтому, когда возможности роста Старого Города были исчерпаны, ниже по течению Волхова был основан Новый город, который известен нам как Великий Новгород. В конце X в. Рюриково городище, сохранив роль резиденции, уступило свое место, как социально-экономического центра Приильменья, новому поселению, разросшемуся в стороне от него вокруг возникшего христианского комплекса и епископского двора.
В 1103 году сын киевского князя Владимира Мономаха новгородский князь Мстислав Владимирович заложил на Городище церковь Благовещения. В 1342 - 1343 годах на месте разрушенного храма ХII века был выстроен новый храм, просуществовавший до 1941 года. Во время Великой Отечественной войны он был почти полностью разрушен артиллерийским обстрелом.

Что представляет собой остатки церкви сейчас (вид с другого берега Волхова):



про городище<\/u><\/a>

В самом Новгороде конечно же стоит посмотреть на кремль, "детинец" или или, как часто его называли в древности, «каменный город». Первое упоминание в летописях непосредственно об укреплениях в Новгороде относится к 1044 году, но изначальные постройки до наших времен не сохранились, ибо в последующие годы новгородский детинец неоднократно перестраивался.

Кремль стоит на холме, расположенном над уровнем Волхова на высоте 10 м. В плане имеет форму неправильного овала, вытянутого с юга на север и несколько вогнутого с прибрежной сторо-ны. Наружный периметр его стен 1487 м, наиболь-шая длина с севера на юг 565 м, ширина с запада на восток 220 м. Общая площадь внутри стен 12,1 га. Глубокий ров окружает Кремль с севера, запада и юга. Вдоль Волхова на большом протяже-нии стен башни в настоящее время отсутствуют.
Крепостные стены новгородского Кремля конца XV в., несмотря на переделки, сохранили в основ-ном первоначальные архитектурные формы.


Историю этих перестроек можно увидеть, если поближе подойти к стенам кремля: заметны совершенно разные виды кладки кирпича. Детинец опоясан валом, а со стороны современной части Новгорода ещё и рвом, через который проложен мост. Сейчас ведутся ремонтно-реставрационные работы по обновлению кладки стен и башен.

Фото со стороны Волхова:





Фото со стороны города:





Фото внутри кремля:





и подробное описание<\/u><\/a>

Изначально город был разделён Волховом на 2 части и Кремль (Детинец) находился на Княжеской или Софийской стороне Новгорода:



Вид на Торговую сторону (в дни, когда я находился в Новгороде, там проводился международный фестиваль Ганзейские Дни Нового Времени и праздновалось 1150 лет с момента первого летописного упоминания о городе):



Там расположены одни из самых старых церквей, построенных еще в 1045 – 1050 годах.
Вот например<\/u><\/a>

В древности Новгород был окружён несколькими рубежами защиты: со стороны Детинца в современной части города сохранились остатки 3-х метрового вала:



Который заканчивается у Волхова дозорной башней:



На территории города и окрестностях ведутся археологические раскопки, в которых можно поучаствовать самому, а результаты можно посмотреть в краеведческо-историческом музее, находящемся на территории Новгородского кремля.

Описание всех достопримечательностей Новгорода<\/u><\/a>

От поездки осталось масса положительных эмоций, всем рекомендую посетить сей замечательный город на Волхове!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет