Добро пожаловать на информационно-аналитический форум Исследовательского Клуба "Иное Измерение" - ресурс альтернативных точек зрения на существующую реальность.

АвторСообщение
главком


Сообщение: 186
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.10 19:38. Заголовок: Окрестности Звенигорода


В одном из жарких июльских деньков мы решили осмотреть достопримечательности древнего города, славящегося своим колокольным перезвоном, который находится на левом берегу реки Москвы, в 30 км к западу от Москвы. Проехать до него можно либо по Новой Риге или же по Можайке, свернув на 107-ую дорогу.

Немножечко истории для "затравки":

Звенигород (в древности — также Звенигород Московский) — один из старейших городов Подмосковья, предположительно был основан Юрием Долгоруким в 1152 году, впервые упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Даниловича Калиты в 1339 году: «А се даю сыну своему Ивану Звенигород». Так город становится центром удельного княжества (существовало в 1339—1492) Ивана Ивановича, сына Калиты, хотя первые звенигородские князья обычно жили в Москве.
Князья создавали здесь опорные пункты, держали дружину и собирателей дани. Центром древнего поселения стал кремль на западной окраине нынешнего города. Звенигородцы издавна называют это место Городком.
По завещанию Дмитрия Донского 1389 Звенигородское удельное княжество досталось его второму сыну Юрию Дмитриевичу, который превратил Звенигород в подлинную столицу своих владений и жил здесь почти постоянно до 1425. В годы правления Юрия Дмитриевича город пережил пору расцвета. Вокруг кремля была создана система земляных валов, по гребню которых шла высокая деревянная стена с башнями; остатки валов сохранились и поныне. В 1398 г. недалеко от города на горе Сторожи преподобным Саввой был основан Саввино-Сторожевский монастырь. Около 1399 в центре Городка возвели белокаменный Успенский собор, в 1405 — белокаменный Рождественский собор в монастыре. Письменные источники XV—XVI веков говорят о торговле и таможенниках в городе.


Итак, первая наша остановка - это Городок: остатки древних укреплений и городища:

С именем Юрия, князя Звенигородского и Галичского, связан наиболее яркий период в истории города. Старое звенигородское городище при Юрии превращается в крепость, построенную согласно многовековому опыту русских градодельцев, возводивших оборонительные сооружения. Город был обнесен кольцевым земляным валом, старый вал с северной стороны был надсыпан и стал выше других. На валу были поставлены деревянные срубы-городни, засыпанные землей, а откос вала с внутренней стороны уложен булыжником. На углах крепости, по-видимому, были башни с дозорными вышками, а с северной стороны на городище поднималась спиралью проезжая дорога, проходившая через перерезавшие вал крепостные ворота.
Сейчас древнюю крепость времен Юрия можно представить себе только по остаткам земляного вала, сохранившимся с трех сторон (со стороны Москвы-реки вал оплыл и, возможно, разрушен поздними постройками), и глубокому рву, прорытому с северной стороны крепости. С восточной стороны городище защищено естественным рвом, а с западной - речкой Жерновкой, притоком Москвы-реки.
Если смотреть на городище с той стороны, где в Жерновку стекают неиссякаемые родники, то оно действительно кажется неприступным - настолько головокружительна крутизна естественной возвышенности с возведенным на ней валом. В древности вал был еще выше. Вместе с деревянными городнями город приобретал устремленные ввысь сказочные очертания.
До сих пор Городок доминирует над всей окружающей местностью. С его валов открываются далекие просторы за Москвой-рекой, панорама Саввина монастыря, закрываемая в летнее время высокими деревьями, вид на Верхний посад Звенигорода, расположенный на другом берегу реки вверх по течению. Наружные откосы городища поросли старыми соснами, поднявшимися и на вершину северного вала, скрепляя его своими могучими, разросшимися во всех направлениях корнями.
К северо-востоку от городища, на холмистых отрогах левого берега Москвы-реки, на месте современного города, располагался Нижний посад. Местность за оврагом к востоку от Городка была занята теперь не существующей Конюшенной слободой.
Городок стал основной резиденцией удельного князя Юрия. В нем был княжеский дворец, многочисленные службы и, очевидно, дворы бояр. Большинство этих построек было деревянными. Но, возможно, были и каменные сооружения, так как при археологических раскопках на городище, производившихся в 1974-1975 годах А.А. Юшко, были найдены белокаменные блоки с обработкой, не имеющей ничего общего с архитектурным декором Успенского собора и принадлежащие какой-то другой постройке. Какие-то камни недалеко от собора видел в XIX веке и архимандрит Леонид, считавший их остатками дворца Юрия. Топография города еще не изучена. При раскопках были вскрыты незначительные его участки, и представить себе общую картину заселенности города пока невозможно. Но вполне вероятно, что в древности застройка шла вдоль основной дороги, которая вела к собору и к въездным воротам крепости.


Склоны валов:







Здесь находились жилые дома древних звенигородцев:





Головокружительна крутизна естественной возвышенности:



Почти в центре городища Юрием был сооружен белокаменный храм Успения Богоматери, ставший основной вертикалью городского ансамбля и выделявшийся белизной своих стен на фоне окружавших его деревянных построек. Мы не знаем, был ли раньше на Городке какой-либо иной храм, если был, то разве только деревянный, как большинство древних храмов.
Собор Успения на Городке-Звенигороде представляет собой жемчужину раннемосковского зодчества, которому посвятили свои исследования несколько поколений русских ученых и который нельзя считать окончательно изученным. Причиной этому является скудость письменных источников и недостаточная изученность ранних памятников Москвы и Подмосковья, предшествовавших строительству Юрия. Это самый ранний из сохранившихся полностью архитектурных памятников великокняжеской Москвы. Но он не начинает, а завершает длительный процесс развития раннемосковской архитектуры, шедший на протяжении всего XIV века. Для объяснения многих конструктивных и художественных особенностей собора Успения не хватает тех звеньев, которые связывали московское зодчество конца XIV - первой трети XV века с предшествовавшей ему владимиро-суздальской архитектурой XII-ХIII веков. За последнее время археологи и архитекторы сделали много для изучения архитектурных остатков ранней Москвы, но не разрешили еще всей проблемы, связанной с их генезисом. Для уяснения связи звенигородских памятников с традициями владимиро-суздальского зодчества важен тот факт, что самые ранние белокаменные храмы Московского Кремля, относящиеся к концу XIII и первой половине XIV века, следовали строительной технике владимиро-суздальских зодчих. Новые наблюдения как подтверждают высказывавшиеся ранее мнения о владимиро-суздальском наследии в культуре великокняжеской Москвы, так и выявляют принципиально новые черты, характерные только для московской художественной школы, отразившей своеобразие своей эпохи.






Далее мы поехали в Саввино-Сторожевский монастырь.

Потонувший в зелени Саввино-Сторожевский монастырь с верхушками башен, куполами собора и колокольни виден издали. Пешеходная дорога, проложенная на склоне высокого берега, идет среди зарослей старых сосен. Вокруг монастыря не видно новых сооружений, и он стоит, как сказочный Китеж, на высоком холме, заросшем соснами и кустарником.
Монастырь был основан в 1398 году монахом Саввой, учеником Сергия Радонежского, на Сторожевой горе. В царствование Алексея Михайловича он использовался как загородная резиденция.
Царь Алексей Михайлович избрал в 1660-х годах Саввино-Сторожевский монастырь своим «собственным государевым богомольем». В ту пору основное население Звенигорода жило на посадах. Нижний Посад или Вознесенская слобода протянулась вдоль Большой московской дороги. По переписи 1678 г. здесь было 28 дворов с 135 жителями. Верхний Посад или Рождественская слобода насчитывали дворов 26 и сотню с небольшим жителей.
При Алексее Михайловиче вокруг древнего Рождественского собора был возведен ныне сохранившийся архитектурный ансамбль Саввина монастыря, включающий в себя Троицкую церковь, Трапезную палату, Звонницу, Царский Дворец, Царицыны палаты, Братские корпуса, стены и башни.


Посмотрим на монастырь снаружи:



Зайдём внутрь:







В числе прочих зданий — палаты царя Алексея Михайловича и так называемые Царицыны палаты:



С тех пор в монастыре сохранились царские палаты и дворец государыни, Марии Ильиничны Милославской, первой жены государя и матери царевны Софьи.

Посмотрим как жила царица:



И снова пройдёмся вокруг монастыря, посмотрим на мощные его стены и башни:





Весьма величественное место. Прекрасный обзор с высоты на протекающую Москву-реку и масса впечатлений от соприкосновения с истории будут гарантированы посетившим древний Звенигород!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет