Добро пожаловать на информационно-аналитический форум Исследовательского Клуба "Иное Измерение" - ресурс альтернативных точек зрения на существующую реальность.

АвторСообщение
главком


Сообщение: 237
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.10.10 18:32. Заголовок: Царицыно (курганный комплекс и капище)


Царицыно

Для меня это родные с детства места, где провёл очень много времени и я с радостью поделюсь собранной информацией об этих замечательных местах, касающихся её древней истории...



Вот выдержки из описаний:

По археологическим данным, а также письменным известиям, территорию современной Москвы заселяли древние славянские племена - вятичи и кривичи. По всему московскому району обнаружены славянские курганы древнейшего происхождения. Такими курганами усеяно было пространство, охватывающее нынешние Тушино, Царицыно, Болшево, Немчиново и многие другие места Подмосковья. Древние славянские курганы обнаружены и на территории самой Москвы - в районе нынешнего Замоскворечья. На территории Москвы утвердились поселения славянского племени вятичей. Московская область находилась как бы на стыке расселения племён вятичей и кривичей. Вятичи жили южнее. Поселения кривичей уходили на запад и на север.

*****

Если пройтись по берегам здешних основных речек Городни и Язвенки, можно найти кусочки кремня со следами ручной обработки. Особенно много таких камушков попадалось по весне, на дне еще не заполненных после зимы Царицынских и Борисовских прудов. Лет двадцать назад прямо в Царицынском парке, одним самодеятельным археологом был найден осколок каменного топора четко датирующегося началом эпохи бронзы.

В 2005 году, перед началом великой Лужковской Царицынской компании, работавшая в парке экспедиция Института Археологии под руководством Н. А. Кренке обнаружила невдалеке от известной беседки «Золотой сноп» или «Храм Цереры» кусочки керамики, однозначно отнесенные к дьяковской археологической культуре ранне-железного века. Получалось, что две с половиной тысячи лет назад здесь пасли своих свиней и коз древние фино-угры. На следующий год раскопки продолжились и принесли сразу несколько сенсаций.

При зачистке одного из раскопов в его стенке явно проступили очертания древнего вала. Получалось, что археологи наткнулись не на временное сезонное пристанище лесных скотоводов, а на целое городище, крупное укрепленное поселение. Открыть в Москве новое городище – удача весьма редкая.
Но неожиданности на этом не закончились. Продолжая углубляться в культурный слой, ученные обнаружили, что жизнь на этом месте кипела и до дьяковцев, а именно – в эпоху бронзы. Оказалось, что «Храм Цереры» стоит на месте первого в истории археологии поселения представителей фатьяновской культуры. Этот воинственный народ до сего времени был изучен лишь по остаткам захоронений и считалось, что аскетические воины-скотоводы были типичными кочевниками и довольствовались временными разборными жилищами, не оставлявшими в культурном слое никакого следа. Здесь же был обнаружен вполне капитальный поселок.

Но это еще не все. Надежды на скорое завершение раскопок не оправдались. Ниже слоя, оставленного фатьяновцами, словно в классическом учебнике археологии располагался слой волосовской культуры, относящейся к энеолиту – промежуточному этапу между каменным и бронзовым веками. Получалось, что ретивые фатьяновцы вытеснили отсюда задумчивых волосовских охотников и рыболовов.

*****

Точно неизвестно, как сами вятичи называли эту местность, но до XVI века она называлась «Чёрная грязь», так как изобиловало чёрными юрскими глинами. В местности находились источники, которые долго славились благотворным воздействием на здоровье.

К XI веку вятичи образовали поселение на территории Царицыно, занимались земледелием и, возможно, ремеслом. Неизвестно, занималась ли «царицынские» вятичи и судоходсвом, но их соседи, регулярно отправлялись в плавание к Волге, начиная свой путь по московской речке Яузе. На берегу речки Язвенки на территории Царицыно вятичи образовали некрополь, состоящий из множества курганов. Речка около курганов традиционно символизировала реку, которую должен перейти человек по пути в мир иной.
После XIII века поселение пустеет, и с тех пор вплоть до XVI века это место называется Черногрязная пустошь. Интересно, почему ранее считавшееся благоприятным место на несколько веков остаётся необжитым? Не в это ли время место становится, как любят заявлять многие исследователи Царицыно, аномальной зоной, где быстро приходят в ветхость сооружения, где жители не чувствуют себя счастливыми?
В прошлом веке из ряда курганов ярко выделялся один - наиболее высокий и величественный. Он был полностью ликвидирован во время строительства.
На сегодняшний день в парке "Царицыно" находится несколько групп курганов.
Наиболее, пожалуй, известная группа курганов вятичей обозначена на официальных схемах парка Царицыно. Эти курганы были раскопаны археологами, и дали науке обычные находки, характерные для вятических захоронений: ювелирные украшения, керамику.


А вот и карты-схемы, составленные археологом Н. А. Кренке, исследовавшего эти места:

Памятники археологии X – первой половины XIII веков



желтые холмики - курганы утраченные
оранжевые холмики - курганы существующие
желтый кружок - утраченные селища
оранжевый овал и черный кружок - существующие селища

135. Орехово, 2-й курганный могильник (Дубки), 14 курганов, 12-13 вв.
136. Орехово, селище 6 (Язвенка-6), 12-13 вв.
137. Орехово, селище 5 (Язвенка-5), 12-13 вв.
138. Орехово, 4-й курганный могильник (Царицыно-7), 12 курганов, 11-13 вв.
139. Орехово, 5-й курганный могильник (Царицыно-6), 28 курганов 11-13 вв.
140. Орехово, 6-й курганный могильник (Царицыно-4), 4 кургана, 11-13 вв.
141. Царицыно, 4-й курганный могильник, 8 курганов, 11-13 вв.
142. Царицыно, 3-й курганный могильник, 12 курганов, 12 в.
143. Орехово, селище 4 (Язвенка-4), 12-13 вв.
144. Орехово, селище 3 (Язвенка-3), 11-13 вв.
145. Орехово, 7 и 8-й курганные могильники, 5 курганов.
146. Орехово, 3 –й курганный могильник, 1 курган, 11-13 вв.
147. Орехово, 1-й курганный могильник, 12 курганов, 12 в.
148. Орехово, 2-е селище, 12-13 вв.
149. Царицыно, 2-й курганый могильник, 23 кургана, 12-13 вв.
150. Царицыно, 1-й курганный могильник, 5 курганов, 11-13 вв.

Археологическая карта памятников 12-13 вв. на территории Южного округа



Квадрат - городище, черный кружок - селище существующее, белый кружок - селище утраченное, холмик черный - курганная группа существующая, холмик белый - курганная группа утраченная

Помимо объектов из предыдущий карты добавлены следующие номера:

142. Царицыно-3
142а. Царицыно-4
145. Орехово-7
145а. Орехово-8
188 - Дубинкин лес-3
189 - Беляево-1
190. Зюзино-3
191. Курьяново-1
192. Чертаново-1
218. Царицыно-2
221-Царицыно-3
222. Царицыно-5
223. Шипилово-1
224. Борисово-1
225. Борисово-2
226. Вырубово-1
227. Дубровский-2
228. Дубровский-1
229. Зябливово-1
230. Зябликово-3
231. Ащерино-1
232. Беседы-2
233. Беседы-3
234. Беседы-1
235. Беседы-2
236. Беседы-1

В XI-XIV веках здесь жили вятичи-потомки одного из славянских племен, пришедших на свою новую родину еще в VI столетии. Вдоль Язвенки сохранились следы их поселений, а в парке — их захоронения-курганы. В пределах парка сохранилось три группы курганов, насчитывающих в сумме 28 насыпей. В 1944 раскопано 12 насыпей.Обнаружены типичные вятические погребения в т.ч. семилопастные височные кольца,с интересным орнаментом.
Долгие столетия царицынские окрестности представляли собой глухие леса, прерывавшиеся пустошами, которые возникали при попытке людей расчищать (вплоть до XVI века - подсечно-огневым способом) участки земли под новые, более урожайные пашни. Ядром будущей усадьбы стала пустошь Черная Грязь.


А вот мои фотографии этих курганов:






Интересная ссыль: АКР на территории Южного округа<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


главком


Сообщение: 238
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.10.10 18:35. Заголовок: Интересный момент: в..


Интересный момент: в середине 90-ых годов община "Коляда Вятичей" установила там капище.



Вот мнение археолога Н. А. Кренке по этому поводу:

Капище общины «Коляда Вятичей».

Понимание археологического памятника не может быть полным без изучения всей истории его формирования. В естественных науках, например в почвоведении, используется термин «диагенетические изменения», при этом подразумевается трансформация слоя (объекта), произошедшее после формирования и погребения. Хотя в археологии складывается иная ситуация, некоторое сходство с почвоведением есть. Культовые памятники, например английские «хенджи» или насыпи погребальных курганов, имеют, как правило, сложную «пульсирующую» историю. Заброшенный курган, подобно потухшему вулкану, начинающему функционировать после длительного перерыва, спустя столетия и даже тысячелетия принимает новых усопших. Забытые святилища в какой-то момент вновь начинают новую жизнь, и так повторяется многократно.

Таким образом, последствия деятельности современных язычников на курганной группе в Царицыно, с одной стороны, можно рассматривать как «диагенетические изменения» археологического памятника XII века, с другой – как новый этап формирования памятника. Только будущее покажет, что будет представлять больший интерес для археологов следующего столетия: погребения XII в., языческое капище XXI в. или и то и другое в равной степени.Археологу, исследовавшему памятник в «момент затишья», может показаться один на один с третьим, объектом исследования. На самом деле это не так. Археологический памятник (например, курган) «встроен» в современную жизнь, используется и осознается различными группами населения по-разному. При этом до какого-то момента заинтересованность людей почти не заметна, что не означает ее отсутствия (Кренке Н.А. Археологические памятники Подмосковья в контексте культуры XV-XX вв. // Культура средневековой Москвы. XIV-XVII вв. М., 1995).

В этом отношении характерны высказывания наших информаторов, записанные в с. Царицыно в 1990 г.. На вопрос о том, что они знают о курганах, были получены любопытные ответы. Необходимо подчеркнуть, что большая часть опрошенных местных жителей знала о существовании курганов, что бесспорно, доказывает «значимость» последних. Характерно, что местные жители переосмысляли возраст курганов, «приближая» их к своему времени. Типичен ответ, что курганы – это «французские могилы», а иногда даже «колчаковские»! Спустя многие десятилетия после сноса курганов в памяти людей сохранились мелкие детали этих объектов. Помнили, какой растительностью они были покрыты. Курганы регулярно посещали. Через 50 лет после событий люди припоминали такие, казалось бы, малозначительные, высказывания и факты: «на курганы лучше не пойдем лошадей гнать, лучше в овраг… курганы заросли орешником… на курганы пацанами ходили дикий лук собирать» (В.А. Антонюк, 1931 г.р.). «С курганов в Орешково у кладбища катались вниз на лыжах до войны… в Орешково другие приезжали, копались, что-то нашли, мы не интересовались… У Марии Казориной на кургане козу украли» (П.Б. Демидов, 1924 г.р.).

В XX в. очень широко распространяются представления о многослойном устройстве мира, подобии составляющих слоев, существующих, словно матрешки, один в другом. Следствием этого являются поиски мет соприкосновения, порталов. Эта тема активно разрабатывалась в литературе и кино в различных жанрах. Желающих верить в то, что переход из одной реальности в другую возможен, становится все больше. Одно из проявлений этих умонастроений – стремление «возрождать», «реконструировать» прошлое. Естественно, что взор людей, ставящих перед собой подобные цели, обращается на археологические памятники. Посещение Стоун-Хенджа в 1999 г. мне запомнилось звуком свистка и криком запыхавшейся женщины-полицейской. Поинтересовавшись, в чем дело, я узнал, что современные почитатели Стоун-Хенджа незаконно пробирались за изгородь, чтобы совершить свои обряды. «Сейчас их выводят, и вы пойдете смотреть музей», – сказала мне блюстительница порядка. В 1998 г. на севере Камчатки в пос. Ковран мне довелось видеть, как в ходе обряда очищения Алхалалалай, возрожденного исключительно по книжкам и интуиции лидеров общины, ительмены установили идола-хантая, сделанного из телеграфного столба. В то же время жители этого аборигенного поселка, многие из которых имеют высшее образование, проявляли большой интерес к археологическим памятникам, собственно говоря, именно их «социальный заказ» мотивировал проведение археологических исследований. Таким образом, можно сказать, что археология и «реконструкция» идут рука об руку.

В парке Царицыно, как и других местах Подмосковья, происходит то же самое. Вполне закономерно появление людей, которые, не без помощи трудов ученых, «вдруг» осознали свое тождество с предками и с головой окунулись в реконструкцию, стремясь стереть грань между прошлым и настоящим. И лучше всего это делать на курганах, символизирующих соприкосновение двух миров – живых и мертвых. В Москве и Подмосковье процесс языческого возрождения и «освоения» язычниками археологических памятников активизировался во второй половине 1990-х годов, развиваясь далее по нарастающей. В 2006 г., например, на городище Боровский курган в Раменском районе появлюсь хорошо обустроенное капище с идолом и пояснительной табличкой с надписью, выполненной из нержавеющей стали.

На первый взгляд «книжная», языческая реконструкция может восприниматься как недостойная научного изучения и описания, поскольку является вторичной. Тем не менее подобные явления уже не раз происходили. Попытки вернутся к «своим» богам – это поведенческих архетип, который не могут полностью вытеснить мировые религии. В момент трансформации общества религиозные искания проявляются более ярко. В каком-то смысле наблюдается определенная параллель в процессах, происходивших в Древней Руси в первые века становления христианства и в России 1990-х годов, когда православие стало восстанавливать свое влияние после снятия идеологических запретов на религию. Для обеих эпох характерно «двоеверие». Конечно «пропорции» компонентов двоеверия XII и XX в. разные, но черты сходства есть. Вышесказанное заставляет более внимательно отнестись к современных язычникам. Кроме того, есть и археологический аргумент. Люди железного века ставили свои святилища на святилищах бронзового века. Потом остатки и тех и других изучали археологи.

Современные язычники вторгаются в археологические памятники и заявляют на них свои права (например, московские язычники выдвигают «наивные» предложения в адрес властей, чтобы землю с курганами отдали им в собственность). Наверное не будет корректным ставить вопрос ребром: бороться или изучать. Мне ближе последний подход, хотя английская полицейская, оберегающая культурное наследие «для всех», тоже по-своему права. Следует ли ждать тысячу лет, что бы потом заняться описанием столбовых ям неизвестного происхождения?

Настоящая заметка посвящена описанию современного языческого капища возле древнерусских курганов в Царицынском парке. Наблюдения проводились три раза: осенью 2002, осенью 2004 и весной 2007 г.

Прежде всего, представим свидетельства об объекте распространяемые самими его создателями. Их можно найти на персональном сайте Николая Сперанского velimir.ru и сайте «Содружества природной веры «Славия»».

История капища представлена на этих сайтах в следующем виде. Создание капища произошло 14 июня 1995 г. в результате деятельности активистов «Эколого-культурного центра «Царицыно»». Тогда были установлены два идола, высеченные Н.Н. Сперанским (волхв Велимир) из стволов поваленных во время урагана деревьев. Идолы посвящены богам Велесу – властителю царства мертвых, и женскому божеству Ладе, в честь женщин, добровольно принявших смерть вслед за своими мужьями (именно так объясняют значение идолов их создатели – Н.К.). Создание капища произошло одновременно с созданием общества «Вятичи». Несколько позже установлен идол Даждьбогу – богу солнечного света, прародителю (члены общины считают славян «Даждьбожьими внуками» вслед за автором «Слова о полку Игореве»).

В 1997 г. произошло объединение двух обществ «Коляда» и «Вятичи» в одно «Коляда Вятичей». Ритуалы на капище справляли члены этой объединенной общины.

Начиная с 2001 г. царицынский комплекс могильных курганов стал предметом заботы уже трех официально зарегистрированных языческих групп: «Коляда Вятичей» (лидеры: Алексей Потапов и Николай Сперанский); «Родолюбие» (лидер Илья Черкасов); «Славия» (лидер Дионис Георгис).

24 марта 2002 г. в день заключительного праздничного обряда Маслены на капище произошло подписание «Битцевского договора», провозгласившего создание «Совета Круга Языческой Традиции» и его основные принципы.

8 ноября 2002 г. – частичное разрушение капища воинствующими христианами (сожжение идола Даждьбога, осквернение идолов Лады и Велеса)

14 декабря 2003 г. – установлен вновь созданный идол Лады (изготовлена Велимиром)

11 января 2004 г. – установлена новая статуя Даждьбога (изготовлена Велимиром).

Из текстов и фотографий, размещенных на сайтах, можно понять, что во время обрядов на капище разжигался костер. Вокруг идолов водились хороводы.

Приведем теперь наблюдения археолога. При первом посещении капища 1 октября 2002 г. была зафиксирована следующая ситуация.

Комплекс располагается в 10-20 м. к западу от курганной группы на почти ровной площадке на месте разреженного паркого липового леса. Рядом с идолами пролегает тропка к роднику в овраге, по которой постоянно ходят люди. В комплекс входило три столба-идола, изображавших языческих богов, перед всеми идолами имелись жертвенники, сделанные из вертикально установленных коротких бревен выстой чуть менее 1 м. Идолы стояли как бы в углах треугольника, длинна сторон которого равнялась 10, 15 и 20 м. Лица идолов были обращены к центру треугольника, где прослеживалось углистое пятно от костра.



Рассмотрим каждый элемент капища в отдельности. Крайнюю восточную позицию занимала фигура женского божества, обращенная лицом на северо-запад. Столб, из которого был изготовлен идол, имел диаметр около 40 см. в основании и высоту 3 м. Следы ямы, в которую был впущен столб, на поверхности почти не читались. Поскольку столб стоял прочно, можно думать что глубина ямы была не менее 0,7 м. Идол имел подчеркнутые женские половые признаки – груди. Женская фигура была изображена одетой в длинное платье с поясом на уровне талии. Вышивку платья на подоле и манжетах передавала резьба (мотив ромбов). Углубленные линии резьбы были подчеркнуты красной краской. Ворот платья (или шейное украшение, гривна?), были также переданы резьбой и красной краской в углублениях. Пальцы правой руки, поднятой к груди, сжимали колечко (пряслице?), левая – была опущена вниз, кисть, пальцами вниз, находилась ниже живота. Лицо имело грубые черты, выделен нос, глаза, сжатые пухлые губы, подбородок. На голове находилась шапка, напоминающая шапки славянских каменных идолов. Спереди на поверхности идола имелись подпалины. Некоторые места (груди, рука) имели свежие сколы. Создавалось впечатление, что кто-то пытался «осквернить» идол. Примерно в двух метрах к северо-западу от идола, перед его лицом, стоял жертвенник – чурбан высотой около 1 м. с фигурным верхом, напоминающим балясину. На стороне обращенной к центру капища вырезано процветшее дерево. На поверхности жертвенника имелись подпалины.

В 10 м. к западу от идола женского божества стоял второй идол, очевидно, посвященный Велесу. Его высота была равна 3 м., диаметр столба – 0,35 м. Лицо обращено на северо-восток. Фигура изображена в длинной одежде с поясом, на голове шапка. Правая рука согнута в локте, кисть опущена пальцами вниз и закрывает пояс. Левая рука согнута, кисть изображена на уровне груди, ладонью вверх, держит чашу. В нижней части столба (на подоле верхней одежды) резьбой передана стилизация древнерусского изображения зверя в лентах орнаментального плетения. Ноги идола видны из-под верхней одежды, обозначены ступни. Лицо вырезано довольно тщательно. Выделены глаза, нос, открытый рот, усы и закругленная снизу борода до груди. В «тело» идола заколочены многочисленные гвозди. Причем в пояс и руку, держащую чашу, заколочены старые кованные гвозди.

Перед идолом – жертвенник в виде балясины. В верхней части идола на стороне, обращенной к «зрителю», вырезана голова быка, сходная с изображениями на радимичских подвесках. Возможно автор взял за образец рисунок из книги Б.А. Рыбакова (Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси., М., 1987, рис. 118). Идол имел подпалины в основании столба и возле чаши, а также на плечах. По характеру расположения подпалин можно предполагать, что на плечи идола клали горящий венок (?).

Третий идол, самый северный, изображает Даждьбога. Высота идола была чуть меньше 3 м. Лицом он обращен на юго-восток. Голова в шапке. Лицо хорошо проработано. У идола короткая борода. Выделен пояс, в основании столба с передней стороны нанесен геометрический орнамент, передающий украшения подола одежды. На груди вырезаны подвески-лучи, расходящиеся от шеи. На животе – солярный символ (круг с лучами), который охватывает руки идола (правая сверху, левая – снизу). Перед идолом на расстоянии 2 м. находился жертвенник.

В центре капища напротив жертвенника у идола Велеса прослеживалось под опавшей листвой большое кострище диаметром около 5 м. Это кострище отличалось от многочисленных кострищ, оставшихся от пикников (такие есть на участке курганной группы Царицыно-4), тем, что рядом не было бревен и подкладок для сидения, отсутствовал мусор.

В 100 м. к северо-западу от капища стоял еще один столб, обмотанный пожарным шлангом. На столбе отчетливо прослеживалась отметина от удара ногой. Судя по всему, этот столб («столб каратистов») являлся тренажером для людей, занимавшихся боевыми искусствами.

Очевидно, в период 2003-2007 гг. после частичного разрушения и последовавшего восстановления, капище «функционировало», как и раньше. 15 марта 2007 г. при осмотре были зафиксированы следующие особенности. Идол женского божества установлен на прежнем месте и ориентирован лицом на северо-запад. Высота столба 2,55 м, диаметр 0,35 м. Идол накренился, поскольку был вкопан недостаточно глубоко. От первоначальной статуя отличалась отсутствием пояса и более высокой шапкой. Руки располагались так же как и у сожженного идола. Аналогичны и орнаментальные мотивы на одежде, но не прослеживаются следы красной краски. На плечах и груди изваяния, а также в основании столба прослеживаются подпалины. Особенностью идола (как и всех других) было большое количество намеренно забитых в него гвоздей. Гвозди (современные тянутые размером около 100 мм) были забиты в пальцы обеих рук, груди, шею и т.д.

Перед идолом на расстоянии 1,5 м. стоит жертвенник в виде вкопанного простого чурбана высотой 1,1 м., диаметром 0,35 м. На обращенной к зрителю стороне воспроизведено изображение процветшего дерева, аналогичное изображению на утраченном жертвеннике. За образец, по всей видимости, была взята резьба Дмитриевского собора Во Владимире (Археология СССР. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997, табл. 112, поз. 13). На жертвеннике лежали два свежих куска хлеба, орешки миндаля в надорванной упаковке, и стоял огарок свечи.

Идол Велеса сохранился в первоначальном виде. На плече сзади фломастером написано «Слава Триглаву». Перед идолом на расстоянии 1 м., стоит жертвенник – вкопанный чурбан высотой 1,4 м., диаметром 0,3 м. На лицевой стороне, обращенной к зрителю, грубо вырезано изображение головы быка. Основание жертвенника обгорело. На жертвеннике лежат хлеб и орешки, рядом с ним – клубок ниток, пластиковые стаканчики, искусственные цветы.

Идол Даждьбога также установлен практически на прежнем месте. Его высота – 3 м., диаметр столба – 0,4 м. По форме идол близко повторяет утраченный. Шапка немного выше, лицо проработано менее тщательно. Пояс едва намечен. В бока, шею, руки идола вбиты гвозди, заколоченные по самую шляпку. На плечах идола подпалины. Перед идолом, на расстоянии 1,5 м. находится жертвенник, сделанный наиболее художественно из всех трех. В верхней части его опоясывает вырезанная рельефно линия плетенного орнамента. В нижней части на лицевой стороне вырезан солнечный символ (круг с лучами) диаметром около 7 см. На жертвеннике лежало два куска хлеба, пакетик от орешков, нитка бус, рядом валялись искусственные цветы. В центре капища имелась проталина со следами костра.

«Столб каратистов» был в 2006 г. уже повален и превращен в место для сидения во время пикников.

Подводя итоги, можно сказать, что капище располагается не в укромном месте, а на регулярно посещаемом людьми участке. Вероятно, его создатели намеренно стремились быть замеченными (в парке имеются другие курганные группы, находящиеся в гораздо более укромных уголках). Этой цели устроители капища, безусловно, добились. Оно притягивает к себе взоры проходящих мимо людей, а многие прохожие с любопытством подходят вплотную к идолам. Вокруг идолов продолжается обычная парковая жизнь, полностью игнорирующая капище. Рядом с курганами посетители парка устраивают пикники, занимаются спортом, идут за водой на родник.

Обряды язычников на капище происходят относительно регулярно. Об этом свидетельствуют следы приношений, оставленных на жертвенниках. Случайные очевидцы, в том числе сотрудники конной милиции, также говорят о том, что язычники продолжают совершать свои обряды. Существенное место в обряде занимает огонь. Это следует из текстов самих язычников, размещенных в Интернете, а также из следов на земле и подпалинах на идолах. Судя по подпалинам огонь разжигается у основания столбов, горящие венки водружались на плечи идолов. При этом осуществляется тщательный контроль за тем, чтобы идолы не загорелись всерьез.

Если смотреть на царицынское капище глазами археолога, можно предположить, какой из него получится археологический памятник. На участке 10 х 20 м. концентрируются три группы столбовых ям диаметром около 40-50 см и глубиной несколько более. Каждое из скоплений ям, в свою очередь, распадаются на две группы. В заполнении столбовых ям имеются фрагменты угольков. В районе концентрации столбовых ям и в центре участка между скоплениями ям – углистое пятно. Это пятно отличается от кострищ пикников малым количеством бытового мусора и очажных камней. Места концентрации столбовых ям усеяны крупными гвоздями различных типов – тянутых и кованных. Следует отметить, что в просмотренных мной текстах язычников, про гвозди ничего не упоминалось. Видимо, гвозди были забиты в идолы еще при их создании. То есть гвозди – это какой-то важный смысловой элемент изваяний. В районе капища нет больших завалов мусора, бутылок, но довольно много разнообразных мелких находок. Среди них особенно следует выделить те, что могут относится к обрядам – бусы, искусственные цветы, стаканчики.

В целом можно надеяться, что будущие археологи, раскопав место капища, и без дополнительных подсказок смогут определить, что имеют дело с культовым объектом. Однако следует отметить, что при более широких раскопках были бы обнаружен сходные следы (столбовые ямы большого диаметра и кострища рядом), которые могли бы заставить археологов воздержатся от однозначных интерпретаций. Сомнения могли бы вызвать скопления гвоздей, которые обычно встречаются в деревянных постройках.

В целом можно отметить, что пока не найдены какие-либо археологические подтверждения существования возле подмосковных курганных групп культовых объектов XII в. подобных капищу, созданному активистами общества «Коляда Вятичей» в 1995 г. В древнерусское время ландшафт этого уголка парка заметно отличался от современного. Он был более окультуренным и менее «романтичным». Рядом с курганами в 70 м. ниже по склону стояли жилые дома поселения (селище Царицино-4), вокруг простирались поля. Возможно, какие-то языческие обряды происходили при совершении захоронений в курганах и последующем поминовении усопших. При этом следует помнить о том, что согласно новейшим исследованиям (Макаров Н.А. Язычество и христианство // Археология севернорусской деревни. Т. III, в печати) сельское население Подмосковья в XII-XIII вв. уже приняло крещение, так что назвать людей похороненных в курганах, язычниками будет неверным. Это подтверждают находки христианской пластики (нательного креста) при раскопках 2006 г. поселения XII-XIII вв. возле Борисовской плотины рядом с Царицыно.

Современное капище возле курганов продолжает давно прерванную традицию и знаменует новый виток в эволюции семантики этой «фокусной» точки исторического ландшафта, когда «сакральное» опять стало играть здесь доминирующую роль.



Далее я расскажу вам немного о Вятичах, оставивших эти курганные комплексы:

Из статьи Д. Евдокимова "Спят курганы вятичей":

Далее Нестор описывает их нравы и обычаи:
"Радимичи, вятичи, северяне имели одинаковый обычай: жили в лесах, как звери, ели все нечистое, срамословье было у них пред отцами и снохами; браков не было у них, но были игрища между селами. Сходились на игрища, на плясанья и на все бесовские игрища и тут умыкали себе жен, с которою кто сговаривался; имели по две и по три жены. Когда кто умирал, сперва творили над ним тризну, устраивали великую кладу (костер) и, положив мертвеца на кладу, поджигали; затем, собрав кости, клали их в небольшую посудину, которую ставили на столбе при дорогах, что делают вятичи и теперь".

В районе нынешней Москвы исследовано более 70 групп курганов, относящихся к XI - XIII векам. Это - кладбища многочисленных вятичей, располагавшиеся в основном на правом берегу Москвы, в том числе и в нашем Юго-Западном округе - районах Зюзино, Черемушки, Коньково, Узкое, Теплый Стан. При строительстве новых домов большая часть этих археологических памятников была срыта с лица земли, однако в лесопарковой зоне еще можно увидеть эти курганы. Они представляют собой холмики высотой 1,5-2 метра. В них археологи обнаружили наряду с останками мужчин, женщин и детей следы тризны: угли от костра, кости животных, разбитую посуду: железные ножи, металлические пряжки от поясов, глиняные горшки, конские удила, орудия труда - серпы, кресала, скобели и т.д. Женщин хоронили в праздничном уборе: бронзовые или серебряные семилопастные височные кольца, ожерелья из хрустальных и сердоликовых бус, разнообразные браслеты и перстни. В погребениях были обнаружены остатки тканей как местного производства - льняных и шерстяных, так и шелковых, привезенных с Востока.

В отличие от прежнего населения - мордвы и коми, - занимавшегося охотой и ушедшего в поисках зверя за Волгу, вятичи находились на более высокой ступени развития. Они были земледельцами, ремесленниками, купцами. Большая часть вятичей селилась не в городище, а на полянах, опушках лесов, там, где имелись земли, пригодные для хлебопашества. Здесь же, возле своей пашни, славяне и селились. Сначала строилось временное жилище - шалаш из переплетенных веток, а после первого урожая - изба с клетью, где держали птицу. Эти строения почти не отличались от тех, что до сих пор мы видим в деревеньках Верхневолжья; разве что окна были совсем маленькими, затянутыми бычьим пузырем, да печки без трубы топились по-черному, так что стены и потолки постоянно были в саже. Потом появились хлев для крупного скота, амбар, овин да гумно. Рядом с первой крестьянской усадьбой - "починком" возникали соседские усадьбы. Их хозяевами были, как правило, повзрослевшие сыновья владельца "починка" и другие близкие родственники. Так образовывалось село (от слова "сесть"), Когда свободных пашенных земель не хватало, начинали вырубать лесные участки. В этих местах возникали деревни (от слова ''дерево").

Те вятичи, что занимались ремесленничеством и торговлей, селились в городах, которые возникали, как правило, на месте старых городищ, только вместо прежних длинных бараков возводились усадебные постройки. Впрочем, и горожане не прекращали заниматься сельским хозяйством - возделывали огороды и сады, содержали скотину. Поля и сады, возникавшие за крепостным валом, были предтечей огородно-садоводческих коллективов, имеющихся сегодня в пригороде любого современного российского города.

Также об этом месте ходят различные "байки" о якобы его аномальности:

В давние времена существовали места, где неестественным образом изменялся ход событий, и начинали происходить печальные и даже трагические события, так называемые проклятые или гиблые места. К такого рода местам относится Царицыно, которое в далеком прошлом являлось кладбищем вятичей, где они хоронили вождей. Об этом свидетельствовал курган, который исчез в связи со строительством Каширского шоссе.

А еще раньше, около пятисот лет назад на этом месте стоял дремучий лес, в котором находилась деревушка «Черная грязь», а соответственно и источник названия – грязи и ключи, считавшиеся целебными. Местные жители лечили многие болезни путем обмазывания лечебными грязями и купаясь в ключах. Слухи о целебных свойствах грязей разлетелись по окрестностям, источник сразу же осветили и его стали посещать местные паломники. О целебных грязях, естественно, узнали и в тогдашнем Кремле.


Исследования геопатогенных зон в Царицынском лесопарке начались давно - еще в 1880 году, когда Иван Иверонов с помощью поворотных маятников Репсольда стал изучать распределение силы тяжести. В числе мест, где были выявлены аномалии, оказалось и Царицыно. По мнению ученого, здесь «…залегают пласты меньшей плотности, чем общая плотность земной коры».

Современный исследователь геопатогенных зон Игорь Сергеев уточняет положение этой аномалии.

- Ее ось, а лучше сказать, линия геопатогенной зоны приходит с запада параллельно бассейну речки Городни, - считает ученый. - В районе центрального острова Верхнего царицынского пруда зона разветвляется на три направления: на северное - по фарватеру Цареборисовских прудов, южное - в сторону бассейна речки Язвенки, и центральное, уходящее к востоку под крутой берег. Эта линия прослеживается под Малым и Большим дворцами... Далее от Большого дворца Царицына участки геопатогенных тянутся по фарватеру каскада Оранжерейных прудов к станции метро «Орехово».

В московском метро небольшие неполадки, связанные с электроснабжением, случаются на всех линиях. Но почему-то особенно часто на отрезке «Царицыно – Орехово». Здесь уже привыкли к выходу из строя пожарной сигнализации, светофоров, возникновению коротких замыканий. Некоторые работники метро полушутя- полусерьезно говорят, что здесь в туннеле поселился домовой, мешающий наладить нормальную работу.

На связь выхода из строя различной аппаратуры и расположения геопатогенных зон обратили внимание и некоторые исследователи, занимающиеся проблемами аномальных явлений. Например, Егор Усачев выдвинул интересную гипотезу, что явления полтергейста вызваны аномальными выбросами энергии, которые периодически происходят в геопатогенных зонах. Усачев считает, что в Царицыно воздействие геопатогенных зон естественного происхождения, в основном связанных с движением водных потоков по зонам разрывных нарушений и по древним погребенным руслам, усиливается в некоторых местах рукотворными зонами. Они возникают над достаточно широкими подземными галереями и старыми разрушенными погостами.

В течение нескольких веков окрестные жители предпочитали не селиться в Черной грязи, а использовали эту возвышенность, сложенную песчанистыми отложениями, для захоронения усопших. Места расположения старых кладбищ уже давно забыты, но они продолжают оказывать свое неблагоприятное воздействие.

Результаты исследования операторов биолокации в Царицыно подтвердили работы ученых традиционных направлений. Несколько лет назад геологи и геофизики Геоэкологического института РАН по заказу московского правительства составили карту геопатогенных зон столицы, одна из которых прошла через Царицынский лесопарк.

Ощущение соприкосновения с неведомым испытывают все люди, работающие и просто часто бывающие в Царицыно.

- Место это, бесспорно, обладает огромной энергетикой. Не хорошей и не плохой, просто другой, — считает Евгения Алехина, работающая в музее. — Мы здесь ощущаем себя словно в ином мире.


Многое может быть простым вымыслом, но, тем не менее, связь могильников с некой аномальностью местности допускают многие именитые исследователи...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
главком


Сообщение: 239
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.10.10 19:08. Заголовок: Далее я расскажу вам..


Места там действительно очень необычные и красивые:











Cледует добавить, что сейчас многие курганы находятся на территории Государственного музея-заповедника "Царицыно", куда вы можете направится с виртуальной экскурсией<\/u><\/a>.

Ну и напоследок виды парка:





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет