Добро пожаловать на информационно-аналитический форум Исследовательского Клуба "Иное Измерение" - ресурс альтернативных точек зрения на существующую реальность.

АвторСообщение
главком


Сообщение: 169
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.10 21:56. Заголовок: Система ПВО Москвы (С-25)


Доброго времени суток!

Сегодня я расскажу о наших впечатлениях от посещения бывших стартовых позиций ЗРК С-25 "Беркут" 1-го кольца ПВО Москвы (SA-1 по классификации НАТО).
Всего было построено 56 зенитно-ракетных комплексов системы ПВО С-25, они были развернуты в 1953-1956 и сняты с вооружения в середине 80-ых. Они окружали Москву двумя кольцами в радиусе 50 и 80 км (дороги А 107 и А 108).



В качестве описания возьмём описание служившего на одном из таких комплексов электрика:

Все полки С-25 строились, что называется, по типовым проектам и состояли из четырех объектов: РТЦ (его еще называют ЦРН), стартового дивизиона – у нас он назывался выгоном, в Интернете можно встретить название «елочка» или «решетка», жилого городка и электроподстанции 35/6kV. Подстанции формально относились к Мосэнерго, но строились одновременно с другими объектами полков, теми же силами, и первоначально служили исключительно для электроснабжения этих полков.

Строительство объектов первого кольца было начато в конце 1950 года, велось оно силами заключенных и, по словам одного из офицеров нашего полка, участвовавшего и в строительстве, с привлечением немецких военнопленных – специалистов-строителей.

Боевое дежурство в полку, по воспоминаниям офицеров, началось осенью 1953 или 1954 года – здесь они разошлись во мнениях, кроме того, это никак не согласуется с данными, приводимыми в литературе, где временем принятия комплекса на вооружение называется май 1955 год.

Что касается штатной структуры полка, то, как я помню, она подразделялась на штаб, РТЦ, дивизион, автовзвод, комендантский взвод и хозяйственный взвод.
Дивизион подразделялся на штаб, две батареи и ППР.


А теперь пройдёмся по территории:

Сразу за воротами справа был бункер командного пункта дивизиона – несколько заглубленный и состоявший где-то из трех-четырех помещений, включая узел связи дивизиона. Наверху у него располагался железобетонный наблюдательный пункт, предназначавшийся для наблюдения за воздушной обстановкой, подвозом ракет и их стартами. Далее находилось здание ППР, похожее на гараж, в котором стояли топливозаправщики, водообмывщик (его еще называли «самовар», поскольку он мог нагревать перевозимую воду), компрессор и дежурные тягачи. В боевой обстановке в нем должна была производиться подготовка ракет перед их отправкой на позиции – проверка их оборудования и установка радиовзрывателей. В правой части здания в отдельном помещении находилась подстанция 6 kV , состоявшая из трех ячеек – в первую из них подходил кабель 6 kV из РТЦ, из второй отходил кабель на распредустройство шестого взвода, в третьей был установлен трансформатор 30 kVA, питавший ППР и командный пункт дивизиона. Позади здания ППР располагалась казарма ППР. Перед зданием ППР, сразу за КПП была сравнительно большая площадка приемки ракет.

Прямо от ворот шла центральная дорога длиной порядка полутора километров, делившая дивизион пополам – слева были позиции первой батареи, справа – второй. По этой дороге производилась доставка ракет на стартовые позиции. От нее на каждую батарею отходило по одиннадцать дорог. Первые, если смотреть от КПП, были выходы вывозных дорог – по ним с позиций должны были возвращаться тягачи, остальные десять – «каналы» – вели непосредственно к стартовым позициям и выходили на вывозные дороги, проходившие по периметру дивизиона. У каждой из тех дорог, что вели к позициям, стояли указатели, обозначавшие номер канала, состоявшего их двух цифр, например, 13 - 21. Первая, как я предполагаю, была условным номером полка, вторая – указывала номер канала. Если смотреть со стороны КПП, налево уходили дороги с номерами 11, 21, 12, 22, 13, 23, 14, 24, 15 и 25; направо – 41, 31, 42, 32, 43, 33, 44, 34, 45, 35. По все видимости, первое число здесь означает номер канала управления РТЦ. На каждой из этих дорог находилось по три стартовых позиции, нумерация позиций начиналась со стороны главной дороги. Канальные дороги попарно относилась к одному взводу, между ними, на уровне вторых позиций, находился бункер управления взвода, к которому от каждой их дорог взвода вели асфальтированные дорожки.

В середине дивизиона, слева от центральной дороги, была казарма дежурных взводов, где во время несения дежурства жил личный состав – по одному взводу от каждой батареи, включая офицеров – командиров взводов.



командный бункер


внутри бункера


помещение тяговой подстанции


остатки помещения ППР


тут стоял топливозаправщик


остатки помещения ППР

Каждый из взводов дивизиона, а их в стандартной конфигурации было десять, включал в себя бункер управления, две дороги (канала) и шесть стартовых позиций – по три на каждой дороге. Вокруг бункеров были выкопаны дренажные канавы, кроме того, рядом с каждым из бункеров были небольшие пруды – по всей видимости, за счет выемки земли, шедшей на засыпку бункеров. Купаться в них было нельзя из-за их заболоченности, однако в них водилась рыба, а на берегах некоторых из них селились утки. Также рядом с бункерами были оборудованы туалеты. Внешне все взвода дивизиона были одинаковыми, однако, в каждом полку был один взвод, с позиций которого можно было запускать ракеты с ядерной боеголовкой – у нас это был пятый взвод, на котором как раз мне и пришлось служить. Он отличался от других оборудованием, хотя эти отличия и внешне были малозаметны – несколько иначе выглядел ПУС, установленный в бункере, и кабель-мачты стартовых позиций были несколько другие. Сейчас уже не помню, можно ли было с него запускать обычные ракеты или нет, но на полигоне он был единственным взводом, с которого не выполнялись боевые пуски.

Бункер представлял собой незаглубленное железобетонное сооружение, засыпанное землей. Официально он назывался укрытием. Он состоял из трех помещений: коридора, командного отсека и распредустройства 6kV. Исключение на нашем дивизионе составлял только бункер шестого взвода – у него с противоположной стороны от командного отсека было еще выстроено помещение для отдыха личного состава – большое помещение, оборудованное деревянными трехэтажными нарами, а также туалеты. Строительство такого же помещения было начато и на бункере первого взвода, но оно так и не было закончено – был лишь залит пол и начато возведение стен, но все это было брошено и к началу моей службы уже поросло деревьями. В основных помещениях бункера вдоль стен, ниже основного пола, проходили кабельные каналы, закрывавшиеся металлическими рефленками.
Изначально, по всей видимости, в каждом бункере нашего полка было по два входа – со стороны каждой из дорог – об этом говорит наличие порталов с каждой из сторон бункеров. Кстати, на полигоне в Капустином Яре в бункерах было тоже по два входа, правда, без порталов. По-видимому, позже один из входов каждого бункера был заложен кирпичной кладкой, а соответствующий портал засыпан. Входные двери бункеров первой батареи были обращены в сторону конца дивизиона, а второй батареи – в его начало, все они запирались навесными замками, ключи от которых были у командиров соответствующих взводов и дежурного электрика батареи. Гермодвери, похоже, изначально были смонтированы тоже только между коридором и командным отсеком, на входах в бункера они появились позже – об этом говорит их разная конструкция даже в пределах одной батареи. На полигоне внешних гермодверей не было – входы закрывались обычными деревянными дверями. То же можно сказать и о ФВУ (фильтро-вентиляционных установках) – первоначально они находились только в командных отсеках и были оборудованы одним фильтром, забор воздуха при этом производился из коридора. Ко времени начала моей службы в коридоре каждого бункера была уже смонтирована дополнительная ФВУ, снабженная внешним воздухозаборником с защитой от ударной волны. Могу предположить, что они были смонтированы одновременно с монтажом внешних гермодверей – было явно видно, что эти ФВУ были установлены там значительно позже постройки бункера. Во время моей службы было принято решение установить дополнительные воздушные фильтры для этих установок, для чего нам пришлось пробивать дополнительные отверстия во внешней стене рядом с входом для установки еще одного воздухозаборника.
За входной гермодверью бункера находилось небольшая дегазационная камера, отделявшаяся от коридора кирпичной стенкой с фанерной дверью, запиравшейся изнутри на щеколду. Стенка явно была построена значительно позже нежели сам бункер. Предполагалось, что в боевой обстановке в этой камере личный состав будет проводить дегазацию средств защиты перед входом в бункер. Однако, ее размеры были таковы, что там могло поместиться только два человека, кроме того, кирпичная стена и дверь в ней были отнюдь не герметичны, поэтому, могу предположить, что все это строилось для проформы.

По-видимому, позже один из входов каждого бункера был заложен кирпичной кладкой, а соответствующий портал засыпан. Входные двери бункеров первой батареи были обращены в сторону конца дивизиона, а второй батареи – в его начало, все они запирались навесными замками, ключи от которых были у командиров соответствующих взводов и дежурного электрика батареи.

В конце коридора, там, где когда-то был второй выход, находился шкаф, где хранились кабели обогрева ракет, переносные лампы, использовавшиеся при установке ракет в темное время суток, ящики с инструментом для проведения регламентных работ на позициях и другое вспомогательное оборудование расчетов. На каждую стартовую позицию полагался один кабель обогрева (на пятом взводе – два), три переноски и один комплект инструментов. Из всего этого реально были в наличие только кабели, переносок в лучшем случае было шесть, про инструмент и говорить нечего, хорошо, если набирался один полный комплект и два-три ящика для его хранения на взвод – остальное было растащено. В коридоре, перед шкафом, вдоль стен были оборудованы места отдыха личного состава – шесть поднимавшихся нар (по три с каждой стороны) по типу полок плацкартного вагона. Для крепления нар к стенам использовались металлические уголки. Сами нары закреплялись в горизонтальном положении металлическими оттяжками и дополнительно скреплялись между собой попарно шпингалетами. Между собой мы называли их «самолетами». На них свободно могло разместиться девять человек. Предполагалось, что там будут располагаться расчеты в боевой обстановке. Кроме того, в каждом бункере была цистерна из нержавейки объемом порядка 500 литров с запасом питьевой воды (удивительно, что вода в них не протухала) и ружейная пирамида.
Главным помещением бункера был командный отсек – во время боевой работы там должны были находиться командир взвода, его заместитель и электрик взвода. Этот отсек, как я уже отмечал выше, был отделен от коридора гермодверью, за ней была еще одна, обычная деревянная дверь, оборудованная сигнализацией, выходившей на пульт оперативного дежурного полка, располагавшегося в РТЦ. Слева за этой дверью был магнитный пускатель системы вентиляции и металлическая дверь в распредустройство, запиравшаяся на замок и опечатывавшаяся печатью главного энергетика полка. Далее стоял металлический шкаф с документацией взвода, запиравшийся на ключ и опечатывавшийся печатью командира соответствующего взвода. Над ним, на специальной металлической полке, – аккумуляторы аварийного освещения (10-ЖН-60), питавшие лампочки аварийного освещения командного отсека (одна из них располагалась над аккумулятором, вторая - позади ПУСа) и распредустройства. Кроме того, в обоих помещениях имелись розетки для подключения переносок, питавшихся тоже от аккумуляторов. В левом дальнем углу располагался силовой электрощит, над ним – конденсаторная батарея, предназначавшаяся для компенсации реактивной мощности при работе электромоторов подъемников. Прямо напротив входной двери было рабочее место командира взвода – стол, на котором стоял телефон внутренней связи дивизиона. Над столом – выключатели освещения. До сих пор не понимаю, почему по проекту их поставили туда, а не у входа в помещение – найти их в кромешной темноте было всегда проблемой. Посередине этого помещения располагался ПУС (пульт управления стартом) – главное устройство, ради которого, наверно, бункера и были созданы. За ним, в правом дальнем углу, – зарядное устройство ВСА-111 для зарядки аккумуляторов аварийного освещения. Помещение отапливалось четырьмя электрическими печками трамвайного типа мощностью по 2kW каждая. В бункерах дежурных взводов (третий и восьмой), а также на пятом взводе в командном отсеке хранились и имитаторы борта ракеты, служившие для проверки ПУС и пусковых каналов РТЦ – по три на взвод. Имитаторы хранились в деревянных, опечатанных печатями ящиках.
ПУС состоял их двух стоек – по одной на каждый канал. Между ними располагался телефонный коммутатор на десять номеров, позволявший связаться со всеми стартовыми позициями взвода, а также с центральным коммутатором полка, находившимся в РТЦ. Кроме того, он был соединен двумя прямыми проводами с командным пунктом полка – по одному передавались доклады о боевой работе взвода, по второму – принимались команды с полкового командного пункта – он был также присоединен к динамику громкой связи, располагавшийся над коммутатором. Над динамиком был установлен звонок громкого боя – он использовался как средство передачи сигнала «Тревога».

Стартовые позиции примыкали к канальным дорогам и отделялись от них столбиками наподобие тех, что использовались в 50-е годы прошлого века на опасных участках шоссейных дорог, они не позволяли транспортным средствам случайно наехать на подъемник, которые в темное время суток был практически не виден. Каждая позиция состояла из подъемника, стартового стола, кабель-мачты и шкафа управления. Стартовый стол и подъемник крепились гайками к шпилькам, утопленным в бетонное основание. Вдоль направляющих подъемника были сделаны железобетонные направляющие для колес полуприцепа, облегчавшие его постановку в опорное устройство. Все устройства стартовых позиций, за исключением шкафа управления, были всегда в зачехленном состоянии. Большинство стартовых позиций взводов, не связанных с боевым дежурством, во время моей службы были законсервированы, для тренировок было оставлено по одной-две позиции на взвод – обычно вторые позиции на каждой дороге.


Сейчас это выглядит так:









На некоторых территориях развернуты комплексы С-300П принятой на вооружение в начале 90-ых системы С-50 (в основном, на "ближнем" кольце).

Общий план-схема позиции:



1 - взводные бункеры управления стартовыми позициями
2 - бункер командного пункта дивизиона
3 - здание ППР
4 - КПП

Красным в середине обведено место, где сейчас обычно располагаются комплексы С-300.

Прочитать воспоминания служившего на С-25 электрика полностью можно здесь.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


главком


Сообщение: 183
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.06.10 17:40. Заголовок: Стартовые позиции си..


Стартовые позиции системы "С-25" мы уже посмотрели, настало время рассказать о ЦНР, которые находились недалеко от основной "ёлки".
ЦРН - это Центральный Радиолокатор Наведения, проще говоря, комплекс аппаратуры, находящийся в бункере:

На позициях комплексов станция Б-200 - (ЦРН), функционально связанная с пусковыми установками ЗУР, располагалась в полузаглубленном железобетонном сооружении, рассчитанном на выживание при прямом попадании 1000-кг фугасной авиабомбы, обвалованном землей и замаскированном травяным покрытием. Для высокочастотной аппаратуры, многоканальной части локатора, командного пункта комплекса, рабочих мест операторов и мест отдыха дежурных боевых смен были предусмотрены отдельные помещения. Две антенны визирования целей и четыре антенны передачи команд размещались в непосредственной близости от сооружения на бетонированной площадке. Поиск, обнаружение, сопровождение воздушных целей и наведение на них ракет каждым комплексом Системы осуществлялись в фиксированном секторе 60 х 60 градусов.

так выглядела антенна:


а так позиция:


А вот что увидели мы:


общий вид на ЦРН (вход слева) и гараж для автомобилей, антенны устанавливались с тыльной стороны.


подошли ближе, это помещения для автомобилей, с тыла предусмотрены помещения для дежурной смены водителей.


сверху самого ЦРН, видны вент. шахты по бокам и дополнительная трансформаторная подстанция.


а это внутри находящегося рядом командного бункера.

Перед въездом также стояло КПП. Территории ЦРН находились от стартовых позиций на расстоянии около 2 км.

Более подробно о системе "С-25" здесь<\/u><\/a> и здесь<\/u><\/a>.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
главком


Сообщение: 330
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.05.11 20:20. Заголовок: Свеженькие впечатлен..


Свеженькие впечатления от посещения ещё одного ЦРН к югу Москвы:


вход в командный бункер, впечатляющий своей монументальностью: строили как на века...


руины караульного помещения с остатками "колючки"


помещение ЦРН в ужаснейшем состоянии...


остатки вентиляции..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет